Персональный сайт "Культ Юра" Главная страница Содержание Путеводитель

Лепное искусство в архитектуре.

     Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике — главном принципе построения композиции. Архитектоника — построение художественного произведения — выражает взаимообусловленность элементов целого в конкретном объёме и их гармоническое сочетание.
     Вообще в архитектуре значительное место уделяется применению различных декоративных элементов и, в частности, лепному декору и орнаменту. Дословный перевод этих слов — украшения. Однако в русском языке применительно к архитектуре они несут неоднозначный смысл. Французский термин “декор” более ёмкий, он больше соответствует русскому слову “убранство” и означает совокупность разнообразных художественных средств. Латинский термин “Орнамент” имеет более конкретный смысл : ритмично или симметрично повторяющийся рисунок, выраженный линией, цветом или рельефом.
     В различные исторические эпохи менялись принципы и художественные приёмы построения архитектурных композиций, иными словами — менялся стиль, что означает совокупность характерных отличительных признаков, присущих искусству какого-либо народа или исторического периода.
     Архитектурное наследие, остающееся поколениям от своих предков, настолько велико, и обильно, что к нему начинают внимательно и бережно относиться лишь тогда, когда оно приближается к рубежу своего исчезновения. Несмотря на это, до нас дошло большое разнообразие архитектурных форм и композиционных приёмов. С древних времён художественная обработка построек сопровождает строительное искусство, органично сливается с ним и объединяется в единое понятие — архитектура.

     Следует отметить, что лепной декор в архитектуре в отличие от большинства декоративных отделок, занимает особое место. Это обусловлено технологической спецификой лепки. Например, камень сразу же после фактурной обработки или из-под резца можно устанавливать на место. Изделие лепщика, прежде чем будет установлено, проходит сложную технологическую подготовку.
     Лепить можно только из пластичных материалов, способных принимать и сохранять определённую форму. Но недостаток пластичности — восприимчивость к механическим и климатическим воздействиям, поэтому лепные изделия быстро теряют форму, они недолговечны.
     Прошло много времени, прежде чем люди научились приводить пластичные модели в жёсткие прочные изделия. Корни мастерства лепщиков архитектурных деталей уходят в глубокую древность. Фантастические глиняные маски с изображением Горгоны, выполненные руками ремесленников Этрурии, широко применялись в качестве украшений, прикрывающих торцы стропильных конструкций.
     В Римскую эпоху на основе этого мастерства развивается производство архитектурных деталей из терракоты — тщательно обработанной чистой глины, обожжённой до спекания. Это искусство в некоторой мере заменяло трудоёмкий процесс резьбы по камню и в то же время вносило свой художественный колорит.
     Терракотовые изделия отличаются большим разнообразием цветов ( от кремового, красно-коричневого до чёрного ), не говоря о многообразии их форм. Наивысшего рассвета, а затем и массового применения в архитектуре лепное искусство приобретает позже, когда был накоплен опыт использования штукатурных растворов с применением гипса.
     В России начало этого периода совпадает с деятельностью Петра I ( начало строительства Петербурга ). В это время мастерство лепки достигает высоких художественных форм. Именно тогда в русском зодчестве формируется характерный архитектурный приём, построенный на интенсивности цветового фона. В послепетровский период внимание архитекторов переключается на обслуживание двора и церкви. В строительстве дворцов, домов знати, загородных усадьб лепной декор находит широкое применение. Что-же касается более дорогих видов отделок (природный камень, резьба по камню, облицовка керамикой, резьба на ценных породах дерева), то они выполняются только в парадных частях интерьеров и фасадов.
     Возвращаясь в классическую древность, скажем, что архитектурные украшения храмов Греции в своих пропорциях вполне современны для сегодняшних решений.

“Лепка”
г. Москва, изд-во Спектр, OOO “Арфа СВ”, 1999 г.

Ссылки на ресурсы сайта "Культ Юра" :

Лепщик архитектурных деталей
Детали фасада
Термины в Лепке

Архитектура Тюмени

Главная страница Содержание Путеводитель E-mail : cultyura@narod.ru


Hosted by uCoz