Лепное искусство в архитектуре | Архитектура Тюмени | Словарь архитектурных терминов |
Перечень основных терминов в | Лепке | . |
      Абака — верхняя плита капители колонны или балясины.
      Акант — южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями.
      Антамблемент — покоящаяся на колоннах горизонтальная часть здания.
      Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и растительных форм.
      Арка — форма, соединяющая две колонны. В зависимости от различных стилей может встречаться в различных вариантах.
      Архивольт — профилированный арочный карниз, обрамляющий арку.
      Архитрав — главная балка, нижнее из трёх основных горизонтальных членений антаблемента, обычно лежащая на колоннах.
      Астрагал — архитектурный облом ( профиль ), имеющий форму валика, лежащего на полочке с выкружкой.
      Балясина — стойка перил, Служащая одновременно ограждением.
      Барельеф — плоский рельеф.
      Бусы — тонкая полоска, состоящая из шаров или продлговатых предметов.
      Венок — пластичный орнамент в форме круга из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченных лентами.
      Волюта — скульптурное украшение из двух спиралевидных завитков.
      Гирлянда — волнообразное украшение.
      Грифоны — фигуры фантастических крылатых животных с головой человека и телом льва, или телом льва, но головой орла, или телом лошади и головой человека и т.д.
      Декор — совокупность художественных средств — убранство.
      Завиток — орнамент, края которого для усиления пластичности закатаны.
      Золотое сечение — геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведений искусства.
      Интерьер — внутренне оформление пространства помещения.
      Каннелюры — вертикальные желобки в стволе колонны.
      Капитель колонны — верхняя выступающая часть колонны.
      Карниз — горизонтальный выступ, завершающий стену здания.
      Картуш — лепное украшение в виде свитка.
      Кима — украшение в виде каймы из стилизованных листьев.
      Колонна — суживающаяся кверху, гладкая или ребристая ( с каннелюрами ) опора; может быть как круглой, так и четырёхгранной.
      Консоль — кронштейн, выступающий в стене. Выполняет функции опоры или служит для украшения.
      Маска ( напр. Гротеск ) — декоративный элемент, изображающий голову или лицо.
      Меандр — геометрический орнамент в виде линии, ломанной под прямым углом.
      Модуль — нижний радиус колонны.
      Модульон — богато орнаментированный кронштейн в декоре карниза.
      Орнамент — художественное украшение с ритмичным расположением рисунка.
      Пальметта — веерообразный растительный орнамент.
      Пилястра — плоский вертикальный выступ на стене с членениями колонны.
      Плинт — квадратная плита, являющаяся нижней частью базы колонны или столба.
      Подпружинные арки — арки, усиливающие статическую работу свода, выкладывались по деревянным кружалам для того, чтобы по ним выкладывать палубу свода.
      Портик — навес, поддерживаемый колоннадой.
      Пропилец — парадный проход, проезд.
      Раппорт — повторяющееся изображение.
      Рёбра — пластически подчёркнутые края конструкции.
      Рельеф — скульптурное изображение на плоскости.
      Розетка — орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков.
      Стукко — название отделочной техники.
      Фасад — лицевая часть здания.
      Фестон — гирлянда из листьев и фруктов, выполненная из гипса или камня.
      Фиала — заострённый наконечник колонны.
      Фриз — декоративный пояс над архитравом, второй ( средний ) ярус антаблемента.
      Энтазис — выпуклость ствола колонны, производящая впечатление напряжён-ности колонны под действием идущего сверху давления.
      Членения — элементы, выделенные посредством выступов и углублений.
Композиция. |
      Для правильного построения композиции необходимо руководствоваться закономерностями сочетания частей целого между собой. Лепку можно считать гармоническим сочетанием отдельных элементов задуманного архитектурного образа, построение которого подчиняется перечисленным ниже архитектурно-художественным решениям.   |
Симметрия. |
      Симметрия ( соразмерность ) — две зеркально одинаковых части с обеих сторон мысленно проведённой средней линии. Соразмерными считаются части, кажущиеся одинаковыми с обеих сторон оси симметрии только по своему оптическому действию ( например, повторяющиеся формы с небольшими отклонениями от размеров ). Асимметричными соответственно будут те формы, которые неодинаковы ( различно образованы ) с обеих сторон средней линии.   |
Пропорция. |
      Пропорция — это закон размещения, согласно которому отдельные части в целом находятся в определённом отношении друг к другу ( например, золотое сечение ).   |
Ритм. |
      Ритм — это активное композиционное средство, важнейший признак которого — периодическая повторяемость элементов декора. Важную роль здесь играет и расстояние ( пауза ) между одинаковыми ( или различными ) элементами декора. Есть различные графические приёмы для этого. Наиболее цельно эти приёмы можно наблюдать в орнаментальных решениях фризов, порезок, карнизов и т.д. Наиболее широко применяемое решение в лепке — применение раппорта, что означает периодически повторяющееся изображение.   |
Профили. |
      Профили являются важнейшим членнением, которое сохранилось в архитектуре с античных времён до настоящего времени. В качестве элемента отделки можно составлять различные профили. Каждый вариант профиля соответствует углу зрения ( высоте и растоянию ) и освещённости ( дневное или искусственное ). Требуются значительный опыт и профессиональные знания, чтобы оформить отдельный профиль светом и тенью. Профиль равномерно проходит по контуру помещения или оканчивается у поверхности соседних строительных элементов. Продление профилей, т.е. соединение двух контуров с одинаковой формой (стыковое, остроугольное или прямоугольное соединение ) это уже своеобразная отделка. Изломы профилей состоят из внутренних и наружных повторений профилей одинаковой формы. Два излома профилей могут образовать выступ или впадину на плоскости стены. Продолжение профиля — это обвод профиля стены, примыкающей под прямым углом или наклонно.
      Изготовление профильных элементов — наиболее распространённый процесс в лепном производстве.   |
Арки. |
      Арки своими формами наиболее ярко выражают архитектурные стили. Циркулярная арка римской эпохи актуальна до настоящего времени и известна как представитель мавританского стиля. Стрельчатая арка является формой готического стиля. Коробовая арка встречается в стилях ренессанса, барокко, рококо.   |
Орнаментика. |
      Существенная роль в украшении жилища отводится орнаментике. Ведь даже самые первые постройки, известные нам по раскопкам, имели украшения ( хотя и довольно примитивные ). А самыми первыми элементами орнаментики были точка, штрих, зигзагообразная или волнистая линии, круги и абстрактные формы.
      Отдельные виды украшений представляют собой стилизованные ( упрощённые ) изображения или символы предметов. Постепенно такие изображения становятся всё более абстрактными, сохраняя лишь самые характерные очертания реальных предметов, фактически превращаясь в символы. Это и есть путь возникновения такого явления, как орнаментика. В лепных изделиях предпочитают геометрический орнамент ( романский стиль в архитектуре ). Стилю барокко соответствует орнамент из раковин. Раковина является и причиной возникновения самого названия “барокко”. Лиственный орнамент представляет уже готический стиль. Восточная орнаментика предполагает орнамент в виде стилизованных цветков лотоса или стилизованной шишки. Эпохе ренессанса присущ орнамент типа “ушная раковина”.   |
Карнизы. |
      Карнизы представляют собой ооризонтальный выступ, завершающий стену здания. Карнизы — деталь очень распространённая в лепных изделиях. Карнизы могут иметь самые разнообразные профили, относящиеся к той или иной стилевой эпохе. К примеру, египетский карниз состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента. А романский стиль являет собой сложные и массивные карнизы и профили. Готические карнизы трудно спутать с другими в силу их подчёркнутой профилированности, косых срезов, что даёт яркую игру теней и света. А карнизы барокко вообще не соблюдают никаких классических пропорций. Английский классицизм широко использовал орнаментику из листьев.   |
Культ Юра © 2003 г. | Главная страница | Содержание | Путеводитель | e-mail://cultyura@narod.ru |