Перечень основных терминов в Лепке.

 

Абака — верхняя плита капители колонны или балясины.

Акант — южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями.

Антамблемент — покоящаяся на колоннах горизонтальная часть здания.

Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и растительных форм.

Арка — форма, соединяющая две колонны. В зависимости от различных стилей может встречаться в различных вариантах.

Архивольт — профилированный арочный карниз, обрамляющий арку,

Архитрав — главная балка, нижнее из трёх основных горизонтальных членений антаблемента, обычно лежащая на колоннах.

Астрагал — архитектурный облом ( профиль ), имеющий форму валика, лежащего на полочке с выкружкой.

Балясина — стойка перил, Служащая одновременно ограждением.

Барельеф — плоский рельеф.

Бусы — тонкая полоска, состоящая из шаров или продолговатых предметов.

Венок — пластичный орнамент в форме круга из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченных лентами.

Волюта — скульптурное украшение из двух спиралевидных завитков.

Гирлянда — волнообразное украшение.

Грифоны — фигуры фантастических крылатых животных с головой человека и телом льва, или телом льва, но головой орла, или телом лошади и головой человека и т.д.

Декор — совокупность художественных средств — убранство.

Завиток — орнамент, края которого для усиления пластичности закатаны.

Золотое сечение — геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведений искусства.

Интерьер —  внутренне оформление пространства помещения.

Каннелюры — вертикальные желобки в стволе колонны.

Капитель колонны — верхняя выступающая часть колонны.

Карниз — горизонтальный выступ, завершающий стену здания.

Картуш — лепное украшение в виде свитка.

Кима —  украшение в виде каймы из стилизованных листьев.

Колонна — суживающаяся кверху, гладкая или ребристая ( с каннелюрами ) опора;  может быть как круглой, так и четырёхгранной.

Консоль — кронштейн, выступающий в стене. Выполняет функции опоры или служит для украшения.

Маска ( напр. Гротеск ) — декоративный элемент, изображающий голову или лицо.

Меандр — геометрический орнамент в виде линии, ломанной под прямым углом.

Модуль — нижний радиус колонны.

Модульон — богато орнаментированный кронштейн в декоре карниза.

Орнамент —  художественное украшение с ритмичным расположением рисунка.

Пальметта — веерообразный растительный орнамент.

Пилястра — плоский вертикальный выступ на стене с членениями колонны.

Плинт — квадратная плита, являющаяся нижней частью базы колонны или столба.

Подпружинные арки — арки, усиливающие статическую работу свода, выкладывались по деревянным кружалам для того, чтобы по ним выкладывать палубу свода.

Портик — навес, поддерживаемый колоннадой.

Пропилец — парадный проход, проезд.

Раппорт — повторяющееся изображение.

Рёбра — пластически подчёркнутые края конструкции.

Рельеф — скульптурное изображение на плоскости.

Розетка — орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков.

Стукко — название отделочной техники.

Фасад — лицевая часть здания.

Фестон — гирлянда из листьев и фруктов, выполненная из гипса или камня.

Фиала — заострённый наконечник колонны.

Фриз — декоративный пояс над архитравом, второй ( средний ) ярус антаблемента.

Энтазис — выпуклость ствола колонны, производящая впечатление напряжён-ности колонны под действием идущего сверху давления.

Членения — элементы, выделенные посредством выступов и углублений.

 

Композиция.

Для правильного построения композиции необходимо руководствоваться закономерностями сочетания частей целого между собой. Лепку можно считать гармоническим сочетанием отдельных элементов задуманного архитектурного образа, построение которого подчиняется перечисленным ниже архитектурно-художественным решениям.

Симметрия.

Симметрия ( соразмерность ) — две зеркально одинаковых части с обеих сторон мысленно проведённой средней линии. Соразмерными считаются части, кажущиеся одинаковыми с обеих сторон оси симметрии только по своему оптическому действию ( например, повторяющиеся формы с небольшими отклонениями от размеров ). Асимметричными соответственно будут те формы, которые неодинаковы ( различно образованы ) с обеих сторон средней линии.

 

Пропорция.

Пропорция — это закон размещения, согласно которому отдельные части в целом находятся в определённом отношении друг к другу ( например, золотое сечение ).

Ритм.

Ритм — это активное композиционное средство, важнейший признак которого — периодическая повторяемость элементов декора. Важную роль здесь играет и расстояние ( пауза ) между одинаковыми ( или различными ) элементами декора. Есть различные графические приёмы для этого. Наиболее цельно эти приёмы можно наблюдать в орнаментальных решениях фризов, порезок, карнизов и т.д. Наиболее широко применяемое решение в лепке — применение раппорта, что означает периодически повторяющееся изображение.

 

Профили.

Профили являются важнейшим членением, которое сохранилось в архитектуре с античных времён до настоящего времени. В качестве элемента отделки можно составлять различные профили. Каждый вариант профиля соответствует углу зрения ( высоте и расстоянию ) и освещённости ( дневное или искусственное ). Требуются значительный опыт и профессиональные знания, чтобы оформить отдельный профиль светом и тенью. Профиль равномерно проходит по контуру помещения или оканчивается у поверхности соседних строительных элементов. Продление профилей, т.е. соединение двух контуров с одинаковой формой (стыковое, остроугольное или прямоугольное соединение ) это уже своеобразная отделка. Изломы профилей состоят из внутренних и наружных повторений профилей одинаковой формы. Два излома профилей могут образовать выступ или впадину на плоскости стены. Продолжение профиля — это обвод профиля стены, примыкающей под прямым углом или наклонно.

Изготовление профильных элементов — наиболее распространённый процесс в лепном производстве.

 

Арки.

Арки своими формами наиболее ярко выражают архитектурные стили. Циркулярная арка римской эпохи актуальна до настоящего времени и известна как представитель мавританского стиля. Стрельчатая арка является формой готического стиля. Коробовая арка встречается в стилях ренессанса, барокко, рококо.

Орнаментика.

Существенная роль в украшении жилища отводится орнаментике. Ведь даже самые первые постройки, известные нам по раскопкам, имели украшения ( хотя и довольно примитивные ). А самыми первыми элементами орнаментики были точка, штрих, зигзагообразная или волнистая линии, круги и абстрактные формы.

Отдельные виды украшений представляют собой стилизованные ( упрощённые ) изображения или символы предметов. Постепенно такие изображения становятся всё более абстрактными, сохраняя лишь самые  характерные очертания реальных предметов, фактически превращаясь в символы. Это и есть путь возникновения такого явления, как орнаментика. В лепных изделиях предпочитают геометрический орнамент ( романский стиль в архитектуре ). Стилю барокко соответствует орнамент из раковин. Раковина является и причиной возникновения самого названия “барокко”. Лиственный орнамент представляет уже готический стиль. Восточная орнаментика предполагает орнамент в виде стилизованных цветков лотоса или стилизованной шишки. Эпохе ренессанса присущ орнамент типа “ушная раковина”.

 

Карнизы.

Карнизы представляют собой горизонтальный выступ, завершающий стену здания. Карнизы — деталь очень распространённая в лепных изделиях. Карнизы могут иметь самые разнообразные профили, относящиеся к той или иной стилевой эпохе. К примеру, египетский карниз состоит только из плиты потолка и из вогнутого соединительного элемента. А романский стиль являет собой сложные и массивные карнизы и профили. Готические карнизы трудно спутать с другими в силу их подчёркнутой профилированности, косых срезов, что даёт яркую игру теней и света. А карнизы барокко вообще не соблюдают никаких классических пропорций. Английский классицизм широко использовал орнаментику из листьев.

Hosted by uCoz