Перечень основных терминов в Лепке.
Абака — верхняя плита
капители колонны или балясины.
Акант — южное травянистое
растение с большими зубчатыми листьями.
Антамблемент — покоящаяся на
колоннах горизонтальная часть здания.
Арабеска — насыщенный и
сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и растительных
форм.
Арка — форма, соединяющая две
колонны. В зависимости от различных стилей может встречаться в различных
вариантах.
Архивольт — профилированный
арочный карниз, обрамляющий арку,
Архитрав — главная балка,
нижнее из трёх основных горизонтальных членений антаблемента, обычно лежащая на
колоннах.
Астрагал — архитектурный
облом ( профиль ), имеющий форму валика, лежащего на полочке с выкружкой.
Балясина — стойка перил,
Служащая одновременно ограждением.
Барельеф — плоский рельеф.
Бусы — тонкая полоска,
состоящая из шаров или продолговатых предметов.
Венок — пластичный орнамент в
форме круга из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченных
лентами.
Волюта — скульптурное
украшение из двух спиралевидных завитков.
Гирлянда — волнообразное
украшение.
Грифоны — фигуры
фантастических крылатых животных с головой человека и телом льва, или телом
льва, но головой орла, или телом лошади и головой человека и т.д.
Декор — совокупность художественных
средств — убранство.
Завиток — орнамент, края
которого для усиления пластичности закатаны.
Золотое сечение — геометрический
метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведений
искусства.
Интерьер — внутренне оформление пространства помещения.
Каннелюры — вертикальные
желобки в стволе колонны.
Капитель колонны — верхняя
выступающая часть колонны.
Карниз — горизонтальный
выступ, завершающий стену здания.
Картуш — лепное украшение в
виде свитка.
Кима — украшение в виде каймы из стилизованных
листьев.
Колонна — суживающаяся
кверху, гладкая или ребристая ( с каннелюрами ) опора; может быть как круглой, так и
четырёхгранной.
Консоль — кронштейн,
выступающий в стене. Выполняет функции опоры или служит для украшения.
Маска ( напр. Гротеск ) — декоративный
элемент, изображающий голову или лицо.
Меандр — геометрический
орнамент в виде линии, ломанной под прямым углом.
Модуль — нижний радиус
колонны.
Модульон — богато
орнаментированный кронштейн в декоре карниза.
Орнамент — художественное украшение с ритмичным
расположением рисунка.
Пальметта — веерообразный
растительный орнамент.
Пилястра — плоский
вертикальный выступ на стене с членениями колонны.
Плинт — квадратная плита,
являющаяся нижней частью базы колонны или столба.
Подпружинные арки — арки,
усиливающие статическую работу свода, выкладывались по деревянным кружалам для
того, чтобы по ним выкладывать палубу свода.
Портик — навес,
поддерживаемый колоннадой.
Пропилец — парадный проход,
проезд.
Раппорт — повторяющееся
изображение.
Рёбра — пластически
подчёркнутые края конструкции.
Рельеф — скульптурное
изображение на плоскости.
Розетка — орнамент в виде
круга, составленный из цветочных лепестков.
Стукко — название отделочной
техники.
Фасад — лицевая часть здания.
Фестон — гирлянда из листьев
и фруктов, выполненная из гипса или камня.
Фиала — заострённый
наконечник колонны.
Фриз — декоративный пояс над
архитравом, второй ( средний ) ярус антаблемента.
Энтазис — выпуклость ствола
колонны, производящая впечатление напряжён-ности колонны под действием идущего
сверху давления.
Членения — элементы,
выделенные посредством выступов и углублений.
Композиция.
Для правильного построения композиции необходимо
руководствоваться закономерностями сочетания частей целого между собой. Лепку
можно считать гармоническим сочетанием отдельных элементов задуманного
архитектурного образа, построение которого подчиняется перечисленным ниже
архитектурно-художественным решениям.
Симметрия.
Симметрия ( соразмерность ) — две зеркально
одинаковых части с обеих сторон мысленно проведённой средней линии.
Соразмерными считаются части, кажущиеся одинаковыми с обеих сторон оси
симметрии только по своему оптическому действию ( например, повторяющиеся формы
с небольшими отклонениями от размеров ). Асимметричными соответственно будут те
формы, которые неодинаковы ( различно образованы ) с обеих сторон средней
линии.
Пропорция.
Пропорция — это закон размещения, согласно
которому отдельные части в целом находятся в определённом отношении друг к
другу ( например, золотое сечение ).
Ритм.
Ритм — это активное композиционное средство,
важнейший признак которого — периодическая повторяемость элементов декора.
Важную роль здесь играет и расстояние ( пауза ) между одинаковыми ( или
различными ) элементами декора. Есть различные графические приёмы для этого.
Наиболее цельно эти приёмы можно наблюдать в орнаментальных решениях фризов,
порезок, карнизов и т.д. Наиболее широко применяемое решение в лепке —
применение раппорта, что означает периодически повторяющееся изображение.
Профили.
Профили являются важнейшим членением, которое
сохранилось в архитектуре с античных времён до настоящего времени. В качестве
элемента отделки можно составлять различные профили. Каждый вариант профиля
соответствует углу зрения ( высоте и расстоянию ) и освещённости ( дневное или
искусственное ). Требуются значительный опыт и профессиональные знания, чтобы
оформить отдельный профиль светом и тенью. Профиль равномерно проходит по
контуру помещения или оканчивается у поверхности соседних строительных элементов.
Продление профилей, т.е. соединение двух контуров с одинаковой формой
(стыковое, остроугольное или прямоугольное соединение ) это уже своеобразная
отделка. Изломы профилей состоят из внутренних и наружных повторений профилей
одинаковой формы. Два излома профилей могут образовать выступ или впадину на
плоскости стены. Продолжение профиля — это обвод профиля стены, примыкающей под
прямым углом или наклонно.
Изготовление профильных элементов — наиболее
распространённый процесс в лепном производстве.
Арки.
Арки своими формами наиболее ярко выражают
архитектурные стили. Циркулярная арка римской эпохи актуальна до настоящего
времени и известна как представитель мавританского стиля. Стрельчатая арка
является формой готического стиля. Коробовая арка встречается в стилях
ренессанса, барокко, рококо.
Орнаментика.
Существенная роль в украшении жилища отводится орнаментике. Ведь даже самые первые
постройки, известные нам по раскопкам, имели украшения ( хотя и довольно
примитивные ). А самыми первыми элементами орнаментики были точка, штрих,
зигзагообразная или волнистая линии, круги и абстрактные формы.
Отдельные виды украшений представляют собой
стилизованные ( упрощённые ) изображения или символы предметов. Постепенно
такие изображения становятся всё более абстрактными, сохраняя лишь самые характерные очертания реальных предметов,
фактически превращаясь в символы. Это и есть путь возникновения такого явления,
как орнаментика. В лепных изделиях предпочитают геометрический орнамент (
романский стиль в архитектуре ). Стилю барокко соответствует орнамент из
раковин. Раковина является и причиной возникновения самого названия “барокко”.
Лиственный орнамент представляет уже готический стиль. Восточная орнаментика
предполагает орнамент в виде стилизованных цветков лотоса или стилизованной
шишки. Эпохе ренессанса присущ орнамент типа “ушная раковина”.
Карнизы.
Карнизы представляют собой горизонтальный выступ,
завершающий стену здания. Карнизы — деталь очень распространённая в лепных
изделиях. Карнизы могут иметь самые разнообразные профили, относящиеся к той
или иной стилевой эпохе. К примеру, египетский карниз состоит только из плиты
потолка и из вогнутого соединительного элемента. А романский стиль являет собой
сложные и массивные карнизы и профили. Готические карнизы трудно спутать с
другими в силу их подчёркнутой профилированности, косых срезов, что даёт яркую
игру теней и света. А карнизы барокко вообще не соблюдают никаких классических
пропорций. Английский классицизм широко использовал орнаментику из листьев.