Лепное искусство
в архитектуре.
Главная страницаСодержаниеПутеводитель Архитектура
Тюмени
Словарь архитектурных терминов.

      Ампир — архитектурный стиль, по характеру и времени развития соответствующий позднему классицизму. Характерен преобладанием торжественных, монументальных композиций. Зародился во Франции в начале XIX века. В России ампир проявил себя после победы в войне 1812 года. Известны территориальные разновидности этого стиля — “московский ампир”, “петербургский ампир”, “провинциальный ампир”.
      Ансамбль — художественно законченное, согласованное единство застройки значительного участка. В прошлом формировался в течение многих десятилетий, иногда даже веков. В современной архитектуре проектируется и создаётся как единое целое.
      Антаблемент — верхняя горизонтальная, опирающаяся на колонны часть архитектурного ордера (см. ордер архитектурный), состоящая из архитрава (внизу), риза (посередине) и карниза (вверху).
      Анфилада — ряд комнат (залов), расположенных по одной оси и соединённых друг с другом дверными проёмами.
      Апсида (абсида) — полукруглый или многогранный выступ на восточной стене церкви для размещения в них алтаря.
      Арка — конструктивный и одновременно архитектурный элемент перекрытия, имеющий изогнутую, криволинейную форму. В зависимости от очертаний кривой может быть полуциркульной, лучковой ( в виде пологого сегмента), стрельчатой и т.д.
      Аркада — ряд арок, опирающихся на колонны или пилоны.
      Аркатурный пояс — ряд небольших декоративных арочек, помещённый на плоскости стены между ярусами, этажами или под карнизом.
      Архивольт — профилированное обрамление криволинейного обвода арки.
      Архитектоника, тектоника — художественное выражение конструктивного строения здания или сооружения ;тектоника большинства зданий прошлых эпох связана с выражением силы тяжести и идеи её преодоления.
      Архитрав — часть антаблемента ( см. ордер архитектурный ).
      Аттик — каменная стенка над антаблементом. Устанавливается, как правило, над центральной частью здания, портиками, ризалитами. Верхняя линия аттика может иметь прямую, ступенчатую или криволинейную форму. Впервые аттик стал применяться в древнеримских триумфальных арках
      База колонны — нижняя опорная часть колонны, имеющая, как правило, сложный профиль.
      Базилика — тип здания, характеризующийся вытянутой прямоугольной формой плана с рядами колонн вдоль продольной оси. Два средних ряда колонн имеют, как правило, повышенную высоту для устройства оконных проёмов наверху. В католических странах большинство культовых зданий выполнены по базиликальной схеме.
      Барабан — цилиндрический объём, на который устанавливается купол. Нередко барабан устраивается световым, то есть используется для размещения в нём оконных проёмов.
      Барельеф — дословно “низкий рельеф”. Разновидность архитектурной скульптуры, предполагающая наличие плоскости, из которой менее чем на половину своего объёма выступает скульптурное изображение. Барельеф может быть тематическим или орнаментальным.
      Барокко — архитектурный стиль, отличающийся усложнённостью, повышенной декоративностью и динамичностью форм. Господствовал в Европе в XVII - первой половине XVIII века. В Россию “европейское” барокко пришло в 1730-х г.г. и активно себя проявляло до 1760-х г.г.
      Волюта — архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка. Используется в кронштейнах, ионических и коринфских капителях.
      Витраж — большая остеклённая поверхность. Может быть выполнен из кусков цветного стекла.
      Генплан — основной градостроительный документ, определяющий направления развития и реконструкции города и размещение строительства на расчётный период.
      Замковый камень, замок — центральный клин каменной арки, несколько выступающий из общей плоскости. Со временем превратился в декоративный элемент и нередко выполнялся из штукатурки.
      Импост — горизонтальный карнизик, на который опирается арка или балка (см. архивольт).
      Интерьер — внутренний вид по мещений, архитектура внутренних пространств.
      Каблучок — архитектурный профиль, представляющий собой сочетание двух кривых, по форме напоминающее очертание фигурного каблука. В ордерной архитектуре, как правило, применяется для поддержки вышележащих частей.
      Капитель — верхняя, венчающая часть колонны, пилястры или пилона. В зависимости от стиля, эпохи различают капители дорические, ионические, коринфские, композитные ( смешанные ), тосканские, романские. готические и т.д.
      Картуш — декоративная архитектурная скульптура, обычно размещаемая над порталами, на фронтонах и аттиках. Как правило, картуш имеет вид щита, свитка рукописи и т. п. и обычно служит для размещения на нём герба, девиза, надписи.
      Кессоны — углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющая форму квадрата или другой геометрической фигуры.
      Кирпич лекальный — кирпич, одна из граней которого имеет криволинейную форму. Аналогичную особенность имеет фигурный кирпич.
      Классицизм — архитектурный стиль, в основе которого лежат формы античной ордерной архитектуры. Был распространён в Европе и России во второй половине XVIII - первой половине XIX в.
      Композиция — расположение, взаимосвязь зданий и их частей, учитывающие утилитарные и художественные закономерности построения архитектурного пространства и эстетического восприятия.
      Крепонка — выступ стены, антаблемента, карниза.
      Кронштейн — художественно трактованный элемент, поддерживающий какие-либо нависающие части здания.
      Люнет ( также люнета ) — отверстие в стене под распалубкой свода ; поле стены, заключённое между аркой и её опорами, часто украшенное живописными или скульптурными изображениями.
      Наличник — профилированное или фигурное обрамление проёмов в стене.
      Нарышкинское барокко — условное название стиля московской архитектуры конца XVII века, отличавшегося богатством резных украшений, сконцентрированных в определённых местах на чистом поле стены. Объёмная композиция зданий этого стиля, характерная своей ярусностью.
      Неоклассицизм — архитектурное направление начала XX века, использующее внешние формы классицизма.
      Образ архитектурный — отражение в здании или ансамбле общественны идей, социально-материального назначения архитектуры и данного сооружения, эстетических идеалов мастера или заказчика.
      Ордер ( орден ) архитектурный — исторически выработанная художественная форма стоечно-балочной конструкции, при которой колонны, несущие тяжесть вышележащих горизонтальных частей ордера ( антаблемента ), обрабатывались таким образом, что каждая их часть ( капитель, ствол колонны, база ) подчёркивала напряжение материала. Известны три древнегреческих ордера ( дорический, ионический, коринфский ), два древнеримских ( тосканский и композитный ), а также специфические ордера — романский, византийский и др.
      Очелье — в народном зодчестве — верхняя, венчающая часть оконного наличника, обычно имеющая особо декоративную форму.
      Пилон — мощный столб, обычно прямоугольный в плане. Пилоны поддерживают арки или своды. Иногда пилон принимает вид отдельно стоящей или выступающей из плоскости большой стенки.
      Парус — строительная конструкция, являющаяся переходной от прямоугольного основания к купольному покрытию, представляющая собой часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, который перекрывает угол квадратного помещения.
      Пилястра — плоская колонна, выступающая из поля стены на 1/8 - 1/4 своей ширины.
      Подклет — нижний этаж, чаще всего используемый не для жилья, а для хозяйственных целей.
      Полуколонна — колонна, частично ( на треть или на половину ) утопленная в стену.
      Поребрик — декоративный пояс на стене, выкладывающийся из диагонально поставленного кирпича с выпуском одного ребра наружу.
      Портал — архитектурно-оформленный вход в здание.
      Портик — колоннада, сооружённая перед зданием или сооружающая его.
      Поясок (тяга) — линейный декоративный элемент, служащий для членения стены по горизонтали. Профиль поясков может иметь вид карнизов, полок и пр. Устраивается обычно между этажами или под окнами.
      Придел — боковой малый храм, пристроенный к главному храму с южной или северной стороны.
      Пропилеи — монументальный вход на участок, устраиваемый обычно в виде колоннады или пилонов.
      Прясло — участок стены между двумя башнями, контрфорсами, пилятстрами, поворотами и другими членениями.
      Ренессанс ( стиль Возрождения ) — стиль западноевропейской архитектуры, основанный на возрождении античных ( древнегреческих и древнеримских ) форм.
      Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада.
      Руст — поверхность стены, отражающая ( или имитирующая ) каменную кладку.
      Сандрик — небольшой карниз над окном или дверью. Нередко выполняется в виде небольшого фронтончика.
      Свод — пространственная конструкция перекрытия, имеющая криволинейную форму. В зависимости от очертания и конструктивного принципа может быть цилиндрическим, сомкнутым, крестовым, купольным, парусным, коробовым и пр.
      Стиль — преобладающая в определённый исторический период устойчивая совокупность строительно-технических, планировочно-градостроительных, композиционных принципов и приёмов трактовки архитектурного образа и структуры здания. Стиль отражает эстетические идеалы и художественные вкусы определённых слоёв общества.
      Сухарики ( зубчики ) — небольшие, чато посаженные выпуклые камни в форме параллелепипеда. Являются консолями, поддерживающими карниз.
      “Узорочье” — условное название стиля московской архитектуры 1620 — 1670-х г.г., характеризующийся усложненностью объёмных композиций зданий и необычайным богатством декора, формы которого во многом использовали мотивы народной русской архитектуры.
      Фонарик — небольшой декоративный цилиндрический объём, устанавливаемый на купол.
      Фриз — средняя часть антамблемента ( см. ордер архитектурный ) в виде узкой протяжённой плоскости над архитравом.
      Фронтон — треугольная часть торцевого фасада, образованная двускатной формой крыши.
      Ширипка — квадратное, чато ступенчатое углубление в стене. Применялась в народной архитектуре как декоративный элемент.
      Экстерьер — внешний вид здания или комплекса.

Лепное искусство
в архитектуре.
Главная страницаСодержаниеПутеводитель Архитектура
Тюмени
Hosted by uCoz