|
Частное коммерческое училище Колокольниковых | |
Самое значительное и величественное неоклассицистическое здание было
возведено в 1908 - 1913 г.г. на одном из красивейших в городе мест —
вершине затюменского мыса, между Троицким монастырём и
Крестовоздвиженской церковью. Это было частное коммерческое училище.
Купив участок, крупнейший тюменский предприниматель Колокольников не
стал приспосабливать стоявшую там двухэтажную гостиницу под училище.
Её снесли, и у столичного архитектора В.К. Олтаржевского был приобретён
проект ( хотя, конкретно, этот факт не установлен и оспаривается
тюменскими историками ), один из самых дорогих, получивший золотую
медаль на Парижской выставке. Большое трёхэтажное сооружение с
протяжённой каменной оградой построено за два года. Полностью же
комплекс был завершён в 1913 г. Здание раскинулось на просторные
площади, выделяясь среди окружения своими “чистыми”
неоклассицистическими формами.
Училище получилось красивым и даже почти свободным от той сухости,
которая нередко отмечала произведения академической неоклассики. Эта
удача — не только результат мастерства известного архитектора, но и,
несомненно, — следствие очень выигрышного местоположения.
|
Пространственная структура здания довольно сложна, но открыта и понятна
с первого взгляда. Центральное ядро сооружения представляет собой высокий
прямоугольник, с двух сторон фланкированный башнями-ризалитами, между
которыми устроен ионический портик с большими арочными окнами.
Сочленение крыльев с этим объёмом осуществлено посредством
полуциркульных “шарнирных” вставок той же высоты, что и крылья.
Композиция коммерческого училища развёртывается вдоль фасадов, а не в
глубину, как это было характерно для классицизма.
|
Некоторые детали — вазоны на аттике, “средневековые”
башни-ризалиты c очень красивыми обрамлениями окон —
свидетельствуют о комбинационной свободе, раскованности
формообразования, свойственной эклектике.
 
Мысленно заглянем в интерьер это роскошного учебного заведения. Внутри здания коммерческого уцилища господствует ощущение спокойной
негромкой торжественности. Большой вестибюль с кессонированным потолком,
широкая трёхмаршевая лестница по его оси, просторные светлые коридоры -
рекреации — всё это находится в явно ощутимой пространственной связи,
создавая образ мажорной, гармонично уравновешенной архитектуры учебного
здания. Чтобы не создавать дополнительных контрастов, такое значительное
помещение как актовый зал никак не выявлен со стороны рекреаций второго
этажа. А между тем интерьер этого зала своеобразен : общая его композиция
соответствует эстетике классицизма, даже по бокам сценического портала
стоят ионические колонны, но очертания арки портала выполнены “по
законам” модерна — в виде тягучей, несколько вялой линии. Сочетание
в одном интерьере приёмов двух противоположных по духу стилей весьма
показательно и характерно для периода свободного выбора форм.
 
Напротив здания вдоль берега Туры когда-то располагался “Дунькин сад” —
любимое место отдыха простого народа. постоянное обрушение берега
оставило от этого сада лишь узкую полоску зелени. Короткая улочка ведёт
вдоль берега к Троицкому монастырю, главы которого замыкают и украшают
её. Величественное неоклассицистическое здание коммерческого училища,
рядовые деревянные дома и монументальные формы собора — всё это
гармонично и выразительно объединилось в сложный архитектурный ансамбль,
выросший на естественной основе народных традиций и культуры. Такова
почти вся тюменская архитектура. Декоративность, наивная правдивость и
безыскусственность объединяют соседствующие друг с другом здания разных
эпох и стилей. И даже появление в конце XIX — начале XX в. новых типов
зданий и новых стилистических направлений ( неоруский стиль,
неоклассика, модерн и другие ) и резкое увеличение объёмов и темпов
строительства в городе не смогло разрушить гармонию архитектуры и
природы, столь органично присущую всему русскому зодчеству.
|
|